+380677553648 Контакты

Отчет о соло-походе по Кавказу «Теберда–Архыз» (сентябрь 2014), часть 1

10 сентября, еду на Казанский вокзал. Сборы на этот раз прошли заблаговременно, по отработанной схеме, но как тщательно ни готовься, последнее слово за матушкой природой. А по прогнозам будут дожди с грозами. Время похода в горы выбирал исходя из собственного графика. Билеты покупал заранее, без особой уверенности, что получится выбраться. И на этот раз большой город отпустил меня. Настроение, не сказать, что супер радостное, но и волнения особого нет. Перекрестился и вышел в путь.
В поезде еду с женщиной из Карачаевска. В процессе разговора ещё раз удивляюсь, какие немыслимые повороты совершает жизнь. До Невинномысска 2 часа. Погода облачная, местами небольшой дождь.

До Теберды беру такси, к сожалению, без попутчиков, и плачу сполна (2500 р.) Водитель классный попался, заехали даже в кафешку на хичины и кофе. На проходной в Тебердинский заповедник узнаю у охранника, бывшего инструктора, что завтра с 9:00 можно взять пропуск. Возвращаюсь к жилому сектору у речки Муха, водителя отпускаю, но там остановиться не получается, и я решаю идти обратно к проходной заповедника. Всё это под моросящим дождиком. По дороге захожу в лавку с мёдом и травами и, друзья, у меня реальное дежавю…Спрашиваю у женщин, где можно остановиться. Они звонят, и выясняется, что в самом заповеднике, рядом с музеем, гостиница. За меня обо всём договорились. Благодарю шоколадом и добрым словом. В ответ получаю чайный травяной сбор и пожелание удачного пути :) Ровно год назад, такая же история была в Карпатах. Прихожу на проходную, немного побеседовал с охранником и вскоре был в самой настоящей гостинице.

О большем и не мечтал. Думал, что уже сегодня буду спать в палатке. Цена вопроса 500 р. Спасибо всем добрым людям, помогающим таким чудакам как я.

1 день похода.
Вот и подошёл к концу, а вернее к ночёвке, мой первый день на Кавказе, и стал особенным тем, что я отравился (скорее всего, напившись из попутных ручьёв). Произошло это по дороге на Мухинский перевал. Вышел из гостиницы в 10:00. Немного поморочили голову с пропуском, который в итоге взял у тётечки на проходной, в виде чека.

С собой был небольшой запас воды, и чтобы его не расходовать, пил из Мухинских ручьёв, за что и поплатился. Плохо стало возле сломанного подъёмника, и только Бог знает, как я дополз до перевала. Как только вставал и одевал рюкзак, сразу рвало. Короче, потерял я в таком состоянии около 2,5 часов, валяясь возле рюкзака.

За 15 минут перед этим безобразием проезжала группа туристов из Симферополя. Ребята ехали к перевалу на «буханке», и их инструктор приглашал присоединиться к ним. Я вежливо отказался, о чём потом пожалел. По крайней мере, они не видели этого …:) Несмотря на то, что было очень плохо, немного фотографировал, и не торопясь спускался к реке Марка.

Чтобы перейти, пришлось переобуться в шлёпки со шнурками (моё ноу-хау). Коровы проявляли дикий интерес ко мне и моим вещам. Бычки внушительных размеров с любопытством подходили вплотную. Пришлось поорать и помахать палкой (от страха конечно). Чуть позже мне повезло с малиной, и я полакомился этими полезными ягодами. Стало лучше, и дальше прошёл почти до села Красный Карачай.

Уже в сумерках (20:00) присматривал место и разбил палатку. Шум Большой Марки, в этом месте достаточно бурной, ничуть мне не мешал. Возможно, он поглощал те шорохи мелких животных, от которых туристы обычно не могут спать.

Моя горелка Jetboil Sol в полторы минуты вскипятила воду на чай. Больше мне ничего не хотелось. Завтра предстоит перевал Кызыл-Ауш, а ещё был вариант через Ходюк, но последнее слово как всегда за погодой. Друзья, будьте осторожны с водой! Лучше помучиться от жажды, чем потом оказаться в неимоверно уязвимом состоянии.

2 день похода.
И стал он примечателен тем, что ко мне присоединился компаньон. Но обо всём по-порядку. Остановка моя была не далеко от села Красный Карачай, верней за 1 км до него. Подъём в 8:00, завтрак, и быстрые сборы. Погода обещает быть хорошей. Ночью местами были видны звёзды. Вышел в 9:00, пересёк по мосту реку Аксаут и пошёл вверх по долине к перевалу.

Через какое-то время встретились люди, а рядом бегала чёрная, среднего размера, собака, и как-то сразу привязалась ко мне. Всё бы хорошо, но только дальше она решила идти со мной.

По дороге весело гоняла коров и овец. Пытался прогнать её, но бесполезно. Однажды проходили возле пастушьих, такого же калибра, собак и отделались лёгким испугом. Дальше пёс полез за мной на перевал.

Жарило солнце, но собака, вывалив язык, не отставала. Делали привалы в теньке. Я удивлялся животному, начиная подумывать, куда этого героя потом дену. Перед заключительным взлётом на перевал Кызыл-Ауш, возле коша, на нас налетели 4 пастушьи собаки, похожие на кавказцев, с купированными ушами. Это была действительно война. Если бы я не имел дело с собаками в своей жизни и не смотрел программу Цезаря Милана, то был бы съеден вместе с моим «Чернышом». Хозяин, выйдя из коша, лениво наблюдал за этим издалека. Треккинговые палки и страшный басовитый крик давали нам постепенно удаляться. Один раз эти громадины подмяли под себя Черныша, он тоже храбро оборонялся. Я вновь бросился на них, и псы немного отступили.

Зайдя за холм, где нас не видели, я применил другое оружие — камни, они-то нас и спасли. Позже выяснилось, что Чернышу поранили мошонку. Тоже мне волкодавы, за яйца хватают. Дальше мы благополучно взяли перевал и спустились к речке Маруха.

Не переходя мост, остановились в укромном месте. Выделил паёк своему новому другу и лёг спать. Теперь рядом с моей палаткой охрана.