+380677553648 Контакты

Отчет о походе в Карпаты «Закарпатские тропы» (2–7 мая 2014)

Наконец-то это случилось! Мы стояли на вокзале Харькова и мерялись весом рюкзаков, проверяли наличие документов и оживленно щебетали. Собственно, нас было всего две девушки, и именно щебетали преимущественно мы. Наши парни с серьезным видом обсуждали, чем и в каких количествах мы будем согреваться после вечернего чая в горах. Одним словом, мы собрались в поход в Карпаты по Закарпатским тропам.
Конечно, нашим препятствием был целый день, который мы были вынуждены провести в Киеве, ожидая пересадки на Ивано-Франковск. В поезд мальчики завалились уже с распакованной гитарой и песнями. В тот момент я осознала, что мы еще молоды и зелены.

И вот мы уже едем в маршрутке к Рахову, месту старта нашего маршрута. По дороге к нам запрыгивает Роман, наш инструктор и спаситель на ближайшую неделю. Роман дома не был уже около месяца — перепрыгивает из похода в поход; в руке у него недосохшие футболки — стирал в реке. Мы восхищенно переглядываемся. Рассказывает, что больше к нашей группе никто не присоединится: нас шесть дружных человек и инструктор, впереди Карпаты — о большем мы не могли и мечтать.

В Рахове мы заскакиваем в кафе, чтобы поднять по бокалу светлого за хорошую погоды и начинаем, собственно, восхождение. Как позже выяснилось, за погоду надо было поднимать отнюдь не по одному бокалу и отнюдь не светлого.

Мы прошли весь Рахов, причудливо раскинувшийся в горах и остановились на поляне, откуда ночью можно было наблюдать светящийся город, греть руки у костра и гадать о завтрашнем дне.

На второй день мы набирали высоту. Мы неслись в горы, останавливаясь лишь только для того, чтобы мальчики взяли арккосинус из 120 для расслабления (технари, скучающие за своими чертежами и математикой) и сделать пару фотографий. Уже в середине дня погода начала портиться, мы поднимались выше и выше, пока не обнаружили себя уже почти в тумане, плавно окутывающем округу. Один порыв ветра — и мы уже в самой гуще событий, проливаемые настоящим ливнем и летящие на всех парусах к домику лесника. Домики лесников в Карпатах — это нечто. Нам попался с устланным еловыми ветками полом, подобием барной стойки на улице и дырявой крышей. Роман, окидывая взглядом непроглядный молочно-белый туман, выразил опасение, что тут нам, возможно, придется и заночевать. Под проливной дождь, отбросив дождевики — какие предрассудки! — мальчики полезли на крышу латать ее. Рома прикидывал, откуда бы притащить более-менее сухих веток — застелить пол до состояния мягкого матраса. Я была в восторге: настоящее приключение! Но дождь закончился, запланированная стоянка была далеко и мы, оставив починенный и почти обжитой домик, двинули к ней. Дождь в горах — это невероятное зрелище! Всем обязательно надо это увидеть, ощутить, побывать! Краски природы становятся в миллиард раз ярче — все как будто отфотошопили огромной кистью… Предгрозовое небо — это целое произведение искусства! Только бы запомнить, только бы фотоаппарат передал хотя бы 20% увиденного великолепия!

Мы хотели немножко перевыполнить план и дойти до Квасов, однако вовремя поняли, что заблудились. Дорога бесконечно вела наверх, было уже восемь вечера и голосованием мы решили разбивать ночлег, хоть всем и мечталось заночевать ближе к Квасам. Как позже выяснилось, это было максимально правильное решение. Ночлегом нас послужил огромный двухэтажный заброшенный дом. Практически ол-инклюзив! В нем мы развесили сушиться вещи, половина группы бросила спальники на втором этаже, а вторая осталась в палатках. Утром нас разбудил бодрый трезвон колокольчиков сумасшедшая симфония, мы обзавидовались пастуху! Этот же пастух и указал нам на тропинку, ведущую к Квасам — вчера бы мы выбрались опять на гору. Из благодарности мы дали доесть его собакам всю нашу кашу.

В Квасах радостно напились газированной воды из источника и не менее радостно подзарядили наши телефоны. Сразу очереди, деньги, толкучка — одним словом, цивилизация! Нам бы в горы… И мы тронулись, не став сильно задерживаться. Оставляя внизу поселок, наша группа из семи человек набирала высоту. Погода портилась…Не успев натянуть дождевики, мы уже обнаружили себя под проливным дождем. Вокруг раскинулись домики пастухов, Рома ломился в каждый — везде занято, занято. Мы пошли выше, уже основательно расшатываемые ветром и ливнем. Наконец, мы нашли сооружение для скота: крыша и две стены. Палатки там ставить было негде, зато место для костра было отличное! Дрова этой стоянки мы до сих пор вспоминаем с благодарностью: плотный и жаркий бук. Что бы без него делали! С горем пополам, совершенно озябшие, мы расставили палатки и сели греться у костра, который едва был различим из-под наших вещей, накиданных рядом на просушку. За нашим маленьким убежищем бушевала природа, сосны гнулись до земли, а мы мурлыкали под гитару, пока пальцы у гитариста не свернулись от холода в фигу. В тот вечер был выпит стратегический запас коньяка — вошло, как в сухую землю. Немного согревшиеся и абсолютно трезвые (перевод продукта!) мы разбежались по палаткам. Заснуть удалось не сразу. Ветер трепал их так, что нам оставалось только гадать, где же мы проснемся. А проснулись мы… в снегу.

Нам предстоял подъем на Петрос. Погода по-прежнему была сырая, ветреная. После двенадцати дня мы стояли под горой и решали: будем ли мы штурмовать его, либо побережем себя. У нескольких из нас были обычные кроссовки, которые к тому времени промокли на сквозь. Рома советовал нам не соваться с такой подошвой дальше, чем в магазин за хлебом. И мы пошли на Петрос.

Всем-всем-всем:никогда не ходите в горы в обычных кроссовках! Вокруг нас были горы, хрустящая от снега трава и заледеневшие ели: мокрые кроссовки отошли на второй план. Рюкзак у меня был подозрительно легкий: почти вся одежда была на мне, и я бы не отказалась еще и от баффа! Нам попалась небольшая группа таких же укутанных по самые уши туристов, которую мы поразили своей гитарой посильнее горного ветра. Одно мы поняли точно: гитара — не для таких походов! Максимум — губная гармошка или варган! Последние метры на Петрос были великолепны: ветер, холод, ног практически не чувствовалось… Взобравшись на вершину мы …не увидели ничего! Ровным счетом! Как будто кто-то задернул белую штору. Наш инструктор улыбался и виновато говорил, что отсюда потрясающий вид; мы же смотрели в белый туман. Дождавшись, пока он хоть немножко рассеется, мы наспех сделали пару фото: руки отказывались слушаться. Наша группа начала спускаться. Рома всех предупреждал, что это будет самый сложный участок пути: почти отвесная, каменистая и длинная дорога вниз. Но ветер утих, выглянуло солнышко и мы, радостно оттаявшие, спустились, по очереди приземляясь на пятую точку. Грязные, уставшие и счастливые, впились в бутерброды. Теперь воспоминания о подъеме-спуске с Петроса — самые волшебные!

Затем двинулись к подножию Говерлы, чтобы на укромной полянке разбить лагерь. Хоть на этой стоянке мы и обошлись без дождя, однако замерли ночью основательно: была приличная высота. Рома отпаивал нас перед стартом к Говерле чаем и хвалил: никто из его предыдущих групп не ходил с такой скоростью и энтузиазмом. От таких слов на Говерлу мы чуть ли не бежали. Погода радовала солнышком, мы разделись до футболок — ну наконец-то! Взлетели на Говерлу одним махом, а там… Скажу одно: это был не Петрос. Куча туристов, флажков, ленточек, грязи! Куча надписей в стиле «здесь был Вася». Покружив на вершине, мы разочарованно двинулись вниз. Поток людей сумасшедший, как на базаре! Чуть отойдя в сторонку, мы плюнули, и сев на пятую точку, покатили вниз! Эге-ге-ге-гей!

Скатившись вниз, мы снесли сувенирную лавку и уселись обедать. По плану у нас должна была быть еще одна ночь в горах. Каким-то неведомым образом, мы встретили мужчин, что на газели ехали в конечный пункт нашего путешествия — Ворохту. Прибыв в Ворохту, мы купили билеты до Львова и единогласно приняли решение до поезда греться у костра и пить глинтвейн. Наши попутчики были с нами солидарны. Отойдя от Ворохты в красивейшие место с беседками и рекой, мы коротали вечер за глинтвейном, кашей и беседами. Ночью, уже в три часа, нам пришлось проститься с Романом, горами и Карпатами. Нас ждал Львов, душ и интернет. Но это уже совсем другая история…

P.S. Я даже не буду пытаться описать красоту Карпат — никаких слов не хватит! Эти облака, эти дожди, горная цепь, ели, водопады — это все больше, чем ты можешь в себя вместить, но это все — твое.