+380677553648 Контакты

Отчет о соло-походе по Кавказу «Теберда–Архыз» (сентябрь 2014), часть 2

3 день похода.
Подъём, можно сказать, ранний, в 7:00. Спится, почему-то, плохо. Часто просыпался, поэтому увидел свет луны через тент палатки. День должен быть хорошим и продолжению моего похода по горам ничего не должно помешать:)
Палатка стояла в укромном месте, за камнями, где её сложно заметить (я часто выбираю такие места), но рядом с ручьём. Повышенная влажность чувствовалась. Позавтракали с моим компаньоном и в 8:40 стартанули.

Перешли реку Маруха и направились к тропе на перевал Озёрный. У начала тропы стоял вагончик. Я, думая, что это лесники, постарался быстро прошмыгнуть. Выше паслись коровы, и мой друг принялся гонять их. Коровы начали обеспокоенно топать вверх по тропе, щедро удобряя её, чему я остался не рад. Потом они отбежали в сторону. Дальше я старался выбирать путь так, чтобы обходить пасущиеся стада.

Перевал Озёрный был взят, а по дальнейшему направлению помогал Garmin 62s. Чуть ниже перевала увидел кош и стал обходить, но появился молодой человек и что-то начал делать возле ручья. Я сфотографировал странные каменные укрепления и подошёл к пастуху.

Парень из местного аула, Али, довольно хорошо говорил на русском. Пригласил в кош, угощал айраном (потрясающая вещь). Я тоже презентовал гостинцы из своего пайка. Больше часа мы общались на самые разные темы (но об этом отдельное повествование), и как будто бы не было: ни разницы в возрасте, ни разного образа жизни, ни разных религий, ни национальностей…

Черныш всё это время охранял на улице мой рюкзак. Собака была ему не нужна, а жаль… Дальше немного поблуждали по разным тропам, но в итоге вышли на правильную.

На перевале Архызское Седло решил сходить к озеру Любви (Белкау-Кёль). Такое название из-за необычной формы озера, в виде сердца.

Я искупался. На обратном пути забрал мусор с Архызского Седла, оставленный недобросовестными туристами. Предстоял затяжной спуск до реки Зеленчук. На живописном высоком берегу разбил палатку и сообщил своим, что всё в порядке.

Ужин готовил на двоих. Гречка с тушёнкой улетела как у собаки, так и у меня:) Ложимся спать.

4 день похода.
Ночью долго не мог заснуть, и поспал только под утро. Никуда не торопился. Позавтракали с псом, собрался и пошёл в сторону моста через Зеленчук.

Догнал двух местных ребят, которые помогли пройти, минуя пост лесничества. Тебердинский заповедник хорошо устроился: на такие маршруты как мой, разрешения не дают и штрафуют тех, кто идёт из Теберды через перевалы Озёрный и Архызское седло. А отсюда, с Архыза, пожалуйста…, пускают рублей за 100. Ничего особенного в этой области заповедника нет, кроме убитой тропы, которая, правда, ведёт к озёрам Морг-Сырты. Вышел удачно. Купил бутылку домашнего айрана и пошёл в сторону Верхнего Архыза в посёлок Романтик. Черныша взял на поводок, и он послушно шёл, привлекая внимание других собак. На выходе из села к нам привязались две суки, приличных размеров, и я не понимал, что дальше делать с этой сворой.

Одна, к счастью, через 2 км отстала, а вторая, как ни пытался прогнать, пошла дальше. И камнями швырял и ругался — не помогло, и я сдался. Прошли Архызский погранотряд, затем МЧС, куда я зашёл на 5 мин. Шикарные на вид апартаменты, кованые ворота, и все дела… В общем, сложилось впечатление, что парни «в шоколаде», ни то, что Олег в Хибинах…

В посёлке Романтик строится крутой комплекс, рассчитанный на обывателя с толстым кошельком. Гостиницы, центр, развлечения, кафе, подъёмники, зимой лыжи и т.п. Я зашёл в магазин, взял кое-что из продуктов, заглянул в карту и решил подниматься на плато Габулу. Теперь уже с двумя хвостами. Петляя, дорога плавно уходила вверх. Этот же путь выбрал себе и ручей, который во время обильных осадков образовал глубокие промоины. Я заметил маркировки маршрута на деревьях. Тропа была явной, и без сомнений вела на плато. Время приближалось к вечеру, но солнце всё ещё радовало, и когда мы вышли на хребет, даже собаки начали играть друг с другом.

Я заметил кош и скотину, и решил обойти стороной, дабы не беспокоить, но немногим позже, когда любовался и фотографировал, услышал оклик. Это был пастух. Он шёл ко мне, и я двинулся навстречу. Он немного «припух» от моих псов, которые бросились и облаяли его. Но увидев, что мы дружелюбно разговариваем, они расслабились. Азнавур позвал к себе в гости и предложил остаться на ночь в кошаре. Сначала я отказался, понимая, что у него там своя псарня, но потом решили привязать моих собак в укромном месте среди берёзок и рододендронов. Наивные дались на эту процедуру, пригодились стропы. Мне было немного жаль собак, хотя понимал, что с ними всё будет в порядке. Они даже не лаяли, когда мы уходили. Далее хотелось бы рассказать о специфики работы чабанов и образе жизни, но, боюсь, это займёт много внимания.

Скажу только, что быт у пастухов более чем суровый, да и сами они не менее суровы, но очень гостеприимны, что, конечно, не может не создать некий лёгкий дискомфорт городскому обывателю.