+380677553648 Контакты

Поход по Кавказу в июле 2013, бонус-трек, заключительная часть

Вчерашние предчувствия подтвердились, ночью были заморозки, о чем красноречиво говорил иней в тени от палатки. Это была самая холодная ночь за весь поход в горы Кавказа, поэтому проснулись мы поздно, всё никак не могли нарадоваться теплому утреннему солнышку. Из палаток мы выбрались, когда солнце было уже высоко и к нашему выходу успело основательно прогреть окрестности.

Рекомендуем походы по Грузии, там невероятно живописные горы.

Пока мы собирались и готовили завтрак, мимо нас проскакал наш вчерашний знакомый — пастух. Он наконец-то дождался своего сына, который сменил его на посту. Сейчас он спешил в Архыз, где его ждал клиент, заказавший у него вчера мясо, поэтому наша беседа свелась к нескольким предложениям и пожеланиям удачи.

Чуть позже из-за поворота выплыла отара овец, которую сопровождал пастух-сын. Пока мы заканчивали сборы, отара успела обогнать нас и уйти в направлении нашего перевала, как бы намекая, что нам надо поторопиться. К нашему удивлению над отарой кружила огромная птица, по всей видимости, присматриваясь к добыче. Но атаки мы так и не дождались, продолжая увлеченно собирать палатки и складывать вещи в рюкзаки.

Со стоянки мы вышли поздновато, сказывалась расслабленность предыдущего дня. Но как аппетит приходит во время еды, так и желание подняться на перевал нарастает по мере движения. В итоге по дороге к перевалу мы на всех парах обогнали группу туристов с большими рюкзаками, для которых это, скорее всего, был один из первых дней похода. Поднимались они не спеша, а их огромные рюкзаки напоминали рыбацкие баркасы, мерно покачивающиеся на волнах.
Размеры наших рюкзаков были значительно меньше, ведь еды у нас было еще на сутки, да и к шестому дню похода по горам Кавказа мы основательно натренировали ноги, что было нашим бесспорным преимуществом. Я уже молчу о новых кроссовках Саши, которые добавляли +5 к скорости и +10 к уверенности:)

Травянистый склон уходил в небо и всё никак не хотел заканчиваться, что усложнялось однообразностью подъема и назойливым солнцем. Но, как это всегда бывает, подъем как-то неожиданно быстро выположился, и мы добрались до остатков домика у пика Пионеров. Домик несколько лет назад сгорел, о чем еще вчера нам поведал пастух.

От домика открылся вид на перевал Баритовый, который нам предстояло посетить в самом ближайшем будущем. И пока мы рассматривали наш дальнейший маршрут, с обратной стороны хребта нас начали поджимать облака, периодически образуя плотную белую стену. Но преступать незримую черту, которая проходила по хребту, облака не спешили.

До перевала мы добрались достаточно быстро, открыв для себя новый завораживающий вид и новую долину. Часть группы сбросила рюкзаки и сделала радиальный выход на соседнюю вершину, а часть осталась ждать, периодически испытывая прохладу гулявшего по хребту ветра. К этому времени облака начали усиленно маневрировать, периодически пряча от нас скалистый хребет и наталкивая на раздумья о дальнейшем маршруте.

Вариантов у нас было три. Первый — еще немного пройти по хребту и спускаться в Архыз (в этом случае оставался свободным сегодняшний вечер и половина завтрашнего дня, из-за чего вариант почти сразу отпал). Второй вариант, двигаться по хребту не сбрасывая высоту (скалистая тропа и налетающие облака делали этот вариант не совсем безопасным). Третий вариант, сбросить высоту до озера и уже от озера подниматься к перевалу в соседнюю долину (этот вариант хоть и был сложнее первого, но был интереснее и на первый взгляд не таким сложным). Единственным минусом всех трех вариантов была непредсказуемость погоды, которая обещала сделать нам сегодня сюрприз.

И вот вновь собравшись вместе, мы начали спуск вниз к озеру. Крутой травянистый спуск основательно измотал нашу группу, которая была не совсем готова к такому сценарию. Появившаяся на каменистом склоне тропа с началом травянистой части склона исчезла, так что спускались мы по азимуту, постепенно растягиваясь по склону.

У озера был сделан стратегический привал с обедом, хотя долго мы не засиживались. К моменту окончания нашей трапезы облака опустились еще ниже. Теперь они заняли плотную оборону немного выше огромного каменного выступа нависавшего над озером, укутав белой пеленой часть нашего дальнейшего маршрута. Подъем вверх основательно взбодрил нас, и свой первый послеобеденный привал мы сделали у самой границы Мордора:)

А дальше всё было как в мистическом рассказе, налетающие облака периодически укутывали нас с ног до головы и видимость падала до 5-10 метров. В целях безопасности мы сильно не растягивались, а чтобы мы экономили время на привалах, нас начал поливать небольшой дождик:)

Перед перевалом нас ждал снежник и резкий «взлет», который и выводил на перевальное седло. Укутанные туманом и омываемые мелким секущим дождиком мы поднимались вверх, оставляя за спиной порядком поднадоевшую долину.

Различия в скорости подъема немного растянули нашу группу, и у самого перевала был сделан привал, чтобы немного восстановить силы и собрать группу вместе. Веселья было мало, на перевале дул порывистый ветер и мелкими капельками царапал открытые участки кожи ненавистный дождь. Эти два фактора значительно сократили время нашего прибывания у перевального турика, и мы сразу начали спуск вниз.

Спуск вниз отнимал меньше сил, чем подъем, но требовал больше внимательности. На первых порах мы перемещались от одного каменного острова к другому, оставляя свои следы на снежном море, омывающем перевал. Ветер утих, и стало немного теплее, хотя продолжал накрапывать дождик и налетающие облака периодически снижали уровень видимости до уже привычных 5 метров.

Когда снежно-каменный участок подошел к концу, нас ждало очередное испытание — кулуар. Здесь главными условиями были внимательность и осторожность. Тропа ускользала вниз по каменным россыпям, и передвигаться приходилось по очереди от уступа к уступу. Поочередно преодолевая каменистые этапы спуска мы добрались до усыпанной камнями долины, после чего уже можно было вздохнуть спокойно. Впереди оставался относительно несложный участок пути, а единственной проблемой была уже погода, которая всё еще не давала нам сделать полноценный привал. И хоть ветра уже почти не было, но мелкий дождь и 100% влажность отнимали уйму сил.

Преодолев каменное море, мы оказались на площадке, где когда-то был чей-то лагерь. В этот момент захотелось, чтобы это был наш лагерь, но здравый смысл подсказывал, что нас ждала холодная ночевка без костра.
Передохнув, мы отправились к уже близкому перевалу Федосеева. Тропа была уже не такой крутой и в тумане мы только один раз немного сбились с пути. Правда, почти сразу вернулись на нужную тропу, которая скоренько и вывела нас на перевал.

Второй перевал в тумане не сильно отличался от первого, хоть и было не так ветрено. Дальше нас ждал спуск к Лунной поляне и ужин у костра, мысли о котором согревали и придавали сил. Немного отдохнув, мы начали сброс высоты. Спускаться вниз было не самым легким занятием, но повышенная влажность порядком всем поднадоела, и мы поскорее хотели покинуть это царство дождя и тумана.

И вот облака расступились, и перед нами открылся вид на Лунную поляну и окрестности. Спускаться было еще далеко, но за пределами облака было ощутимо теплее, да и хорошая видимость придавала сил.

На спуске мы немного растянулись, поэтому к приходу замыкающих авангард уже успел развести костер и поставить несколько палаток. Ужинали уже в темноте, вспоминая все события самого сложного дня похода.

Последний день был небогат на приключения, мы успели позавтракать и собрать свои вещи. Потом нависшие над горами тучи начали медленно опускаться ниже, сопровождая свое шествие небольшим дождем.

Покинув место нашей стоянки тропа еще немного пропетляла лесом, пока не перепрыгнула на другую сторону горного ручья и не вывела нас на грунтовую дорогу. Дальше скорость нашего передвижения значительно возросла и до лыжного курорта Архыз мы добрались раньше намеченного срока.

Пока мы смывали грязь с обуви, подоспел Джишау на солнечной Газеле. За считанные минуты мы снова вернулись в Архыз, по дороге проехав старое место стоянки и знакомый участок дороги. В Архызе у нас был питстоп, в процессе которого мы прикупили в дорогу свежих хычин и довольные поехали в Невинномысск. Наш насыщенный и живописный поход по Кавказу подошел к концу.