+380677553648 Контакты

Поход по Кавказу в июле 2013, бонус-трек, предпоследняя часть

День начинался прекрасно, светило солнце и было тепло и радостно. Четких планов на ближайшие два дня еще не было, хотя начинали прорисовываться два возможных варианта, или идти до Лунной поляны и там еще денек постоять, или подниматься на соседний хребет Абишира-Ахуба. Но, так или иначе, нам нужно было вернуться в Архыз и пополнить запасы продуктовой сумки, которая к этому времени совсем исхудала.

Рекомендуем походы по Грузии, там невероятно живописные горы.

Сборы были продолжительными, какими собственно они и бывают, когда некуда спешить. Ночевали мы у развалин древнего храма, от которого до наших дней дожила только куча булыжников. Да и те, по всем признакам, были собраны архиологами. О том, что это остатки храма, мы узнали от бойкого мужчины, который спозаранку привез сюда своих гостей на экскурсию.

Сделав над собой усилие и собрав вещи, мы отправились в Архыз. На повесте дня было два задания, первое — купить продуктов, второе — отведать местной кухни. Под местной кухней подразумевались хычины, с которыми кое-кто уже был знаком с прошлого года.

В Архызе сегодня было людно, и рынок со вчерашнего вечера немного разросся, захватив часть придорожной территории. Сегодня тут активно торговали лечебными травянными чаями и произведениями местных вязальщиц. Это всё было дополнено китайскими сувенирами, среди которых выделялись чашки с лаконичными надписями: «Брату из Архыза», «Бабушке из Архыза» и т.п. Это всё периодически разбавляли предложения сплавиться по реке и караваны лошадей, быстро пересекающие рыночную площадь.
Хычинная была успешно найдена, и пока нам готовили местные кулинарные шедевры, у нас появилось немного свободного времени, которое основная часть нашей группы потратила на покупку сувениров.
Хычины выдавались по мере готовности и буквально поглащались нами в паре с местным лимонадом, это было очень удачное сочетание. Безумно вкусные хычины были еще и очень питательными, в итоге в этот день мы даже не обедали, как-то не хотелось.

Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление под названием «Обувь»:) Дело в том, что на второй день путешествия у двух участников нашего мероприятия (Саши и Алены) начались проблемы с обувью. Кроссовки Саши начали медленно, но уверенно просили «кушать», и он извел на них почти все запасы пластыря и скотча. Это немного отсрочило кончину боевых товарищей, но уже в Архызе было принято волевое решение что-то с этим делать:) Сперва был куплен клей, но потом Саша нашел новые кроссовки по бросовой цене 150 рублей, после чего клей он сдал обратно в магазин:)
Алена же просто выбросила свои ботинки, у которых после переправы отклеилась подошва, и целиком и полностью положилась на сандалии Мерел на Вибраме, приобретенные перед походом в подростковом отделе Спортмастера. Сандалии сдали экзамен на отлично, хотя тут большая заслуга Алены, которая ведет достаточно активный образ жизни и спуску себе и своим ногам не дает:) Лирическое отступление закончим моралью — обувь очень важна в горах, если кто-то в этом еще сомневается:)

Пока мы пополняли запасы продуктов, заказывали хычины и обновляли амуницию, был утвержден план дальнейшего маршрута — мы пойдем на хребет Абишира-Ахуба. Хребет был совсем рядом и просто манил всей своей громадиной, нависавшей над Архызом.
Еще до начала похода в горы Кавказа были предположения, что маршрут мы закончим раньше. Поэтому перед поездкой в GPS были загружены треки походов по соседнему хребту (Абишира-Ахуба). Правда, никто не думал, что у нас будут 2,5 дня в запасе, так что выходы предполагались радиальными (на крайний случай, с одной ночевкой на хребте со спуском обратно в Архыз), так что изначальные планы были скорректированы.

Закончив борьбу с хычинами, мы направились прямо в горы. Идти на полный желудок было немного некомфортно, но мы особо не спешили и темп у нас был невысокий. К тому же у нас появился новый спутник — пес, который увязался за нами из Архыза. Собака уверенно показывала нам дорогу и мы, неспеша, набирали высоту. К этому времени солнце уже старательно прогревало окрестности, подгоняя нас поскорее спрятаться под тенью еловых крон.

Тропа вначале змейкой вилась вдоль шумного ручья, иногда прыгая по каменным валунам и ныряя в изумрудные заросли, изредка демонстрируя нам небольшие водопадики Баритовой балки. Где-то там вверху нас ждал водопад Баритовый, а пока мы с радостью спрятались от солнца в густом лесу, куда свернула тропа. Местами тропа была маркирована и своими размерами указывала на то, что водопад достаточно популярен, хотя по дороге мы встретили только одного путника. Им оказался наш земляк из Донецка, который возвращался от водопада. Перекинувшись с ним парой фраз, мы отправились дальше, до водопада было уже рукой подать.

И вот мы снова вернулись к ручью, и как-то неожиданно следом за шумом падабщей воды появился сам водопад. Поначалу он не произвел должного эффекта, но сбросив рюкзаки и побродив по окрестностям водопада, мы настолько прониклись его магической красотой, что Андрюха даже решил искупаться в ледяной воде:)

У водопада мы встретили несколько групп туристов, одна из которых и увела нашего пса-проводника обратно в Архыз. Вверх кроме нас никто не поднимался, и мы продолжили свое путешествие в гордом одиночестве. К этому времени мы вынырнули из зоны леса и поднимались по травянистому склону. Архыз остался уже далеко внизу, а вдали открывался живописный вид на соседние хребты уходящие вдаль.

Как-то неожиданно быстро небо затянуло хмурыми тучами и начал накрапать дождик. Подниматься по травянистому склону не очень хотелось, да и воды для ночевки на перевале не предвиделось, поэтому мы свернули в сторону, к истокам Баритового ручья.

Стоянка сегодня у нас была видовая, да еще и к вечеру распогодилось. Вдали виднелась гора София и старые знакомые перевалы — Архызское седло и Озерный. Как всегда не верилось, что еще вчера мы были вон там вдали и преодолели всё это громное расстояние пешком.

До вечера у нас еще были гости — местный пастух и его две очень общительные собаки (огромные кавказские овчарки). Пастух «порадовал» нас историями о медведях, семейство которых обитало недалеко отсюда, и о змеях, которых в этом году много развелось. Истории были очень реалистичными, хотя ни змей, ни тем более медведей мы так и не увидели до конца похода.

Вечером похолодало, и первый раз за поход пригодились перчатки и шапка, которые завалялись на дне рюкзака. На душе было легко и спокойно, как часто бывает в горах после захода солнца. Перед сном мы еще немного полюбовались живописными видами и усыпанным звездами кавказским небом. По палаткам разошлись поздно, когда в воздухе уже ощущалось дыхание ночи.