+380677553648 Контакты

Отчет о походе по Кавказу «Из Теберды в Архыз» в июле 2013, часть 4

Ночь была звездной и неожиданно прохладной, сказалась близость реки. И хоть проснулись мы рано, но собирались очень долго, дожидаясь пока солнце, наконец, покажется из-за хребта и высушит наши палатки. Нашу неторопливость оправдывала высота перевала Озерный — всего 2500 метров. Да и долина реки Маруха была на 300 метров выше долины Аксаута, так что перевал был более чем посильным для нашего уже натренированного отряда:)

Рекомендуем походы по Грузии, там невероятно живописные горы.

На удивление наши соседи проснулись раньше нас, и пока мы неторопливо готовили завтрак и складывали вещи, они быстро собрались и ушли на перевал. При этом они ограничились соком и бананами на завтрак (возможно, было что-то еще, но мы не заметили). Как потом оказалось, они вышли на маршрут на 2 часа раньше нас, возможно подгоняемые воспоминаниями предыдущего дня:)

Перед выходом мы еще сходили за айраном к домику пастухов и тут же его распили, чтобы не тащить в гору (каждый понес свою часть в себе:). Свой неспешный подъем мы начали, когда солнце уже вовсю жарило, заставляю побыстрее шагать в направлении ближайшего лесочка.
И снова за спиной осталась очередная долина, ставшая такой родной за вчерашний день. Прикрываемые раскидистыми деревьями мы добрались до границы леса, откуда как на ладони был виден перевал Озерный. Оставался относительно небольшой рывок и «золотой ключик» должен быть у нас в кармане — на перевале должна быть связь. Уже больше трех дней мы были оторваны от цивилизации, и очень хотелось отправить весточку домой, что у нас все хорошо и мы живы-здоровы.

Когда до перевала оставалось каких-то 500 метров, на горизонте были замечены наши соседи, мы отыграли почти два часа! Интуристы не спеша поднимались, и в конечном итоге наш авангард поднялся на перевал почти одновременно с ними. Правда сербо-кубинская команда не задержалась на перевале и начала спуск, поэтому на перевале мы были одни.

Долгожданной связи на перевале не было (вернее она была, но прерывистая, так что даже смс невозможно было отправить), за связью надо было лезть на соседнюю горку, на что не было времени.

Взятие перевала было закреплено коллективным фото, после чего промозглый ветер поторопил нас начать спуск в Архыз. К этому времени над хребтом начали собираться облака, пророча нежелательные осадки, что только подгоняло нас.

Через какое-то время мы догнали наших попутчиков, которые обедали на склоне. Нас тоже ждал обед, ради которого мы еще немного прошли, пока не нашли ровную полянку на противоположном берегу ручья. Тучи продолжали кружить над нами, изредка посылая небольшие капли, поэтому обедали мы оперативно.

Через 15 минут после начала нашей трапезы из-за поворота показались наши старые знакомые, которые поравнявшись с нами, сделали привал. По всем признакам было видно, что они не совсем уверены в дальнейшем пути и ждут пока мы закончим обед и отправимся дальше:) Наши догадки подтвердились, когда мы окончили обед и, собравшись, выдвинулись в путь. В этот момент они «сели нам на хвост» и уже не отставали от нас, хотя в следующие два часа мы успели блукануть и немного походить по азимуту в поисках старой тропы, которая затерялась в двухметровых зарослях. Памятуя о двух часах, которые мы отыграли на подъеме к перевалу, мы периодически оглядывались, но интернациональная команда не отставала от нас и уверенно следовала за нами:) В этот период мы форсировали несколько ручьев и одну маленькую речушку, пока не выбрались на нашу тропу.

Тропа уходила к перевалу Архызское седло, куда нам и надо было. И хотя двигаться по тропе было легче, чем по бездорожью, призрачный перевал еще долго прятался от нас за многочисленными холмами, которые то и дело вырастали у нас перед глазами. Это был самый долгожданный перевал, с которого открылся чудный вид на поселок Архыз и на котором, наконец, появилась уверенная связь. Сделав перерыв на отправку смс, мы начали изнурительный спуск вниз. В конечном итоге это было самое сложное испытание на сегодня — тропа была сильно разбита и местами требовала предельной внимательности и осторожности.

Казавшийся таким близким Архыз на практике оказался на расстоянии 2,5 часов пути, которые изрядно вымотали всю группу. Интуристы пришли к финишу вместе с нами, что было забавно, по всей видимости, для них это был настоящий марафон, темп мы особо не снижали, ведь над головой всё время висели дождевые облака.

К выходу из заповедника мы добрались уже ближе к вечеру, когда уже начал накрапывать дождик. Архыз нас встретил небольшим пыльным рынком, дырами в асфальте и мусором, как-то сразу захотелось обратно в горы. Особого интереса не вызвали даже местные магазинчики, сказался насыщенный день.

В Архызе состоялось прощание с нашими новыми знакомыми, которые отправились искать жилье (у них было еще два дня в запасе:). На ночевку мы отправились за пределы поселка, подальше от шумной цивилизации. До темноты мы успели найти укромное местечко в сосновом бору, который любезно согласился приютить нас. Мы перевыполнили план похода в горы, и впереди оставалось еще три дня, планы на которые начнем строить уже завтра.