+380677553648 Контакты

Отчет о походе по Кавказу «Из Теберды в Архыз» в июле 2013, часть 3

Новый день для нас начался поздно, когда солнце уже выплыло из-за каменной ограды и к моменту нашего «выхода в свет» уже достаточно высоко поднялось над зубастым горизонтом:) Небо было практически лишено облаков, и ничто не мешало настырному июльскому солнышку методично поднимать температуру в наших палатках. Вероятно, это и было одной из причин нашего пробуждения, ведь вчерашний день изрядно измотал нас, и просыпаться мы не спешили.

Рекомендуем походы по Грузии, там невероятно живописные горы.

В лучах утреннего солнца горы были прекрасны, а если учесть, что вчера на стоянку мы становились в тумане, утренние пейзажи для нас были настоящим открытием. Мы ночевали в горном «цирке» и полукругом нас окружала изумрудная арена кавказских гор. Кавказ был неподражаем и вчерашнюю усталость как рукой сняло.

Совсем рядом нас ждал перевал Кызыл-Ауш, и чтобы не испытывать его терпение, мы оперативно собрались и отправились в путь. Травянистый склон был расчерчен многочисленными тропинками, которые усердно вытаптывали лошади, коровы и овцы. По всей видимости, трудились они не первый год, тропы были практически везде. Правда, нам они не сильно подходили, животные больше путешествовали вдоль склона и тропы были почти параллельными:) В этом хитросплетении троп мы отыскали нашу слегка заросшую тропинку, которая серпантином уходила вверх на перевал.

Поднимались мы очень быстро, сказывался сытный ужин и полноценный сон. Совсем скоро далеко внизу маленькой точкой чернел кош, не далеко от которого мы ночевали, наш поход в горы набирал обороты:)

На перевале нас ждал турик с запиской от предыдущей группы. Перевал был не шибко популярен, хотя может не все удосуживались отмечать прохождение перевала (он некатегорийный и его не часто включают в нитку маршрутов).

За перевалом открылся вид на соседнюю долину, в которую мы собирались спускаться после заслуженного отдыха. Новая долина манила нас, как новая игрушка манит ребенка, ненадолго затмевая любимые старые игрушки. Кроме этого, вдали виднелся наш следующий перевал — Озерный, который был запланирован на завтра. Но мгновенно устаревшие виды за нашими спинами имели один неоспоримый козырь — Эльбрус, который еще во время подъема на перевал показался на горизонте. Самую высокую вершину Кавказа окружал ореол из облаков и горных вершин, приковывая наши уже искушенные видами взгляды.

Особенностью нашей новой долины был стремительный спуск, которому по меркам сложности лыжных трасс можно смело присвоить черный цвет. На травянистых склонах мирно пасся скот, а вдали шумел небольшой водопад, унося вниз воды притаившегося за скальными выступами горного озера. Озеро располагалось в уютной висячей долине, но наш маршрут его не затрагивал, нас ждала самая обычная долина реки Маруха.

Соседний склон утопал в зарослях рододендрона, который к этому времени уже отцвел, оставив на память всего несколько разбросанных по склону цветов. Увлекшись склоном (и возможно красивыми видами), Костя потерял каримат, и если бы не подобравший его Тарас, вечером был бы повод для грусти. Но всё обошлось:)

Солнце уже припекало, когда мы нырнули в лес. Из-за индивидуальных особенностей и различия в скорости спуска, мы немного растянулись. Правда на финише оказалось, что расстояние между первым и последним было не больше 10 минут. К моменту окончания нашего спуска стрелки едва перевалили за 12, а мы уже прошли все, что запланировали на сегодня. Впереди была полудневка…

Мы оказались в долине реки Маруха, которая была значительно меньше вчерашней долины (Аксаута), но не менее обжитой. По дну долины вверх и вниз убегала дорога, на которой до конца дня мы даже увидели проезжающую машину. Из нашего лагеря, который мы разбили между лесом и рекой, вдали виднелся каменный домик, по всей видимости — местных пастухов (позже эта догадка подтвердилась).

После обеда и установки лагеря наступил тот редкий момент в походах, когда неожиданно появляется свободное время, и каждый может заняться своими делами. Кто-то успел постирать вещи, кто-то искупался в относительно теплой реке (если сравнивать с предыдущим днем), а кто-то просто загорал на солнце. Обилие дров даже позволило помыть голову теплой водой, что сделало наш поход как минимум трехзвездочным:)

Ближе к вечеру из лесу вынырнули наши старые знакомые — интуристы. Ненадолго остановившись на опушке, они направились прямо к нам. Вид у них был лихой, и как позже мы узнали из рассказа нашего сербского товарища, они за сегодняшний день поднялись из долины Аксаута и перемахнули через хребет! В этой ситуации им (как и нам) оставался еще один день до Архыза, они на два дня обгоняли свой график! Это в полной мере отразилось на девушке, которая была очень уставшей и практически сразу завалилась спать. Свою палатку ребята по старой привычке поставили рядом с нами, так что приехавшие вечером знакомиться местные пастухи приняли нас за одну команду:)
Пастухи немного рассказали о своей жизни и расспросили о нашем путешествии, пообещав утром угостить айраном и обнадежив нас новостью, что на перевале должна быть связь. После их отъезда мы еще немного погоняли чаи и разошлись по своим домикам, завтра нас ждал перевал Озерный и Архыз.